Беседа первая. «Взгляните на детей – как они растут».
Возраст
от шести до двенадцати лет — это период относительно спокойного
развития ребенка, затишье между стремительными изменениями
предшествующих лет и бурями подросткового периода. Ребенок начинает
учиться в школе, так как он уже способен к систематическим занятиям. У
него усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. Он уже
мыслит конкретно, а не абстрактно. В этом возрасте дети увлекаются
играми с твердо установленными правилами. Они становятся более
независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и поступки от
родителей и других взрослых. Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно
бывает вспомнить свое собственное детство. «Все дети проходят через
сходные этапы в своем становлении. И, тем не менее, во многих отношениях
их физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие
протекает по-разному, ведь каждый ребенок это неповторимая личность.
Описываемый
нами период детства можно разделить на три части: от шести до восьми,
от девяти до десяти и от одиннадцати до двенадцати лет.
6-8 лет.
В эмоциональном отношении это довольно спокойный возраст. Шестилетний
ребенок сохраняет много черт более раннего периода. Он активен,
приветлив и, в основном, сосредоточен на себе. В группе детей он будет,
скорее всего, держаться особенно. Малыш еще часто плачет. На шестом году
жизни его поведение постепенно выравнивается, ребенок становится более
импульсивным. К восьми годам он уже выглядит и действует почти
по-взрослому. Дистанция между ним и родителями увеличивается. Он
привыкает больше полагаться на собственные силы. На смену зависимости от
взрослых приходит взаимодействие и дружба с другими детьми. Дети
шести-восьми лет еще предпочитают игры без строгих правил и не особенно
заботятся об успехе своей команды. Они часто меняют друзей.
9-10 лет.
К девяти годам дети, особенно мальчики, становятся сдержаннее. Они, как
правило, любят быть в коллективе и подчиняются его требованиям. В этом
возрасте они любят игры с четкими правилами и приучаются переносить без
жалоб мелкие неприятности. Еще более возрастает уверенность в себе и
независимость от взрослых. Девятилетний ребенок способен сам ставить
себе задачи и решать их. Дружба в этом возрасте прочна, но сильнее, чем в
восемь лет, проявляется неприязнь к противоположному полу. В десять лет
дети, как правило, пребывают в мире с собой и окружающими. Они
отзывчивы, рассудительны, послушны и, в целом, доставляют много радости.
Время от времени эта гармония может нарушаться вспышками гнева или
периодами грусти, но они обычно продолжаются недолго. Десятилетние
девочки несколько опережают мальчиков в физическом развитии и начинают
обращать внимание на изменения, происходящие с их телом. У мальчиков
этот процесс менее выражен, физическое созревание происходит у них
медленнее. В определенном смысле десятилетний возраст можно считать
промежуточным между детством и подростковым периодом.
11-12 лет.
Примерно на одиннадцатом году жизни ребенок вступает в подростковый
период. Его активность заметно возрастает, ребенку не сидится на месте.
Растущий организм требует больше как физической, так и духовной пищи. У
подростка появляется необходимость в новых впечатлениях. На смену
уравновешенности десятилетнего ребенка приходит вспыльчивость,
раздражительность, грубость. Подросток довольно много знает и умеет,
нередко ведет себя самоуверенно и даже вызывающе. Он презирает все, что
кажется ему «детским», и готов сражаться за свою самостоятельность.
Девочки взрослеют гораздо быстрее, чем мальчики, у многих в эту пору
начинается половое созревание. Меняются и отношения между мальчиками и
девочками. Они интересуются противоположным полом или близки к этому.
Это более заметно у девочек. Одиннадцати- и двенадцатилетние дети очень
чувствительны к критике, пусть даже воображаемой. Они склонны
сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, особенно в
домашней обстановке. К этим возрастным особенностям следует относиться с
должным пониманием, но, не потакая капризам ребенка.
Беседа 2