Беседа восьмая. «Обучение и дети».
Учение должно приносить радость. Это бывает тогда, когда дети чувствуют, что они в состоянии добиться успеха и овладеть определенными навыками. Некоторые дети нуждаются в контроле и конкретных указаниях. Другие предпочитают самостоятельность и свободный поиск. Одни дети лучше всего усваивают материал, читая учебник, другие — выполняя задания, наблюдая или обсуждая проблему. Учитель должен обращать внимание на то, какой тип обучения лучше всего подходит для конкретного ребенка, и соответственно строить работу с ним. Задача учителей и родителей — создать здоровую обстановку для учебы, стараться использовать те моменты, когда ребенок наиболее восприимчив к занятиям, и помочь ему учиться, максимально используя свои способности.
У каждого специалиста-педагога есть свои методы обучения. Мы рассмотрим три из них: обучение на примере других, ассоциативное обучение и причинно-следственное обучение.
Обучение на примере других. Наблюдая поведение окружающих, дети сознательно или бессознательно копируют его. Ребенок подражает поведению человека, на которого он хочет быть похожим. Он не примет за образец поведение того, кто ему не нравится. Таким образом, ребенок учится не только, как следует поступать, но и тому, как поступать нельзя. Наблюдая за другими, дети узнают также о поведении, противоречащем этическим нормам, которых придерживаются их родители. Учатся они и на чужих ошибках. Практически все, что можно познать на собственном опыте, может быть постигнуто и в ходе наблюдения за окружающими.
Ассоциативное  обучение. Этот метод связан рефлекторными, бессознательными реакциями. Такие чувства ребенка к окружающим как любовь или страх, приязнь или неприязнь, определяются во многом теми ассоциациями, которые вызывают у него эти люди. Если родитель или учитель ассоциируются у ребенка с ощущениями радости, счастья, то, скорее всего, эти чувства проявятся в его поведении. Ребенок, любящий своих родителей, легче устанавливает подобные отношения с другими людьми, нежели тот, у которого в семье неблагополучно.
Причинно-следственное обучение. Этот метод, как правило, имеют в виду, когда говорят, что ребенок узнал или научился чему-то. Он основан на осмыслении последствий поведения, т.е. вознаграждении и наказании. Такое обучение происходит по принципу проб или ошибок: столкнувшись с проблемой, ребенок делает несколько попыток решить ее, пока не приходит к правильному решению. Кроме того, причинно-следственное обучение может быть результатом избирательных и целенаправленных действий под влиянием окружающих. Это влияние осуществляется учителями, родителями или старшими детьми, которые пытаются сформировать поведение ребенка таким образом, чтобы оно отвечало его собственному благополучию и интересам его социальной группы.
Обучение развивает в детях способность прогнозировать некоторые события. Во-первых, они учатся предсказывать, какие именно ситуации могут возникнуть в результате каких-то событий. Обладая такими навыками, дети могут перейти от предсказаний к сознательному воздействию на отдельные события, к исправлению своего поведения и влиянию на поведение других.
Цели обучения. К достойным целям обучения можно отнести следующие: область обучения; задача; примеры; мышление. Развить детский ум до такой степени, чтобы ребенок мог приобретать знания о мире, мыслить и рассуждать самостоятельно. Чтение, арифметика, знание фактов, запоминание, рассуждение, решение задач, развитие воображения.
Эмоции. Быть эмоционально здоровым, осознавать все свои эмоции, как положительные (счастье, любовь, удовольствие), так и отрицательные (печаль, боль), выражать эмоции должным образом. Смех, удовольствие от игры с родными и друзьями, огорчение по поводу смерти домашнего животного. Не дуться и не капризничать, а сказать матери: «Я сержусь, потому что ты не купила мне эту игрушку».
Деятельность. Приобрести навыки в таких областях как уход за собой и физкультура, научиться эффективно работать, намечать планы и выполнять их, развивать самодисциплину, понимать и принимать отсрочку вознаграждения. Занятия спортом, езда на велосипеде, домашние обязанности, работа на кухне и в саду, игра на пианино или в мяч без постоянного надзора родителей. Ребенок сам собирает деньги из выданных на карманные расходы, чтобы купить игрушку.
Личность. Быть цельной личностью, в которой все пребывает в гармоничном единстве (ум, тело, эмоции, дух). Контраст между гармонично развитым ребенком и раздражительным, непредсказуемым, несчастливым ребенком.
Самооценка. Принимать себя таким, какой ты есть. Реально оценивать свои способности и слабости. Рассуждение типа: «Меня сотворил Бог, а Он не занимается ерундой. Если я буду стараться, у меня все получится».
Взаимоотношения с окружающими. С любовью и вниманием относиться к людям вокруг. Успешное взаимопонимание основано на доброжелательности к другим людям, необходимо делиться своими мыслями и чувствами с другими. Ребенок обнимает родителей, желая им спокойной ночи, мирится с ними, делится с другом школьным завтраком.
Моральные и религиозные ценности. Развивать христианские ценности: любовь к Богу, семье, ближнему, уважение ко всем людям, личная честность и добродетель, готовность поделиться с другими своим временем и имуществом. Ребенок проявляет интерес к Богу, Библии, церкви. Ребенок признает свою ошибку, жертвует на миссионерскую деятельность, проводит время с родителями, говорит правду.

Беседа 9
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей