Беседа третья. «Основы роста и направление развития ребёнка».
Знание и понимание следующих принципов развития детей поможет учителям и родителям в их воспитании:
- любое поведение имеет свою причину;
- все дети проходят одни и те же ступени развития, на которых изменения происходят от простого к сложному;
- каждый ребенок развивается по общей схеме, но с индивидуальными особенностями;
- развитие ребенка не прекращается, но может меняться;
-
развитие ребенка — результат созревания (проявления потенциальных
возможностей) и обучения (связанного с приложением усилия и
тренировкой);
-
чтобы понимать ребенка, нужно знать, как происходит его физическое,
умственное, духовное, социальное и эмоциональное развитие;
-
ребенок не может начать учиться в школе, пока еще общее развитие не
достигло определенного уровня. Учителя и родители должны не пропустить
это время, когда ребенок готов и хочет воспринять определенную идею или
выполнить ту или иную задачу.
Библия
учит, что каждая человеческая жизнь — священна. Она рассматривает
человека как единство тела и духа, выделяя прежде всего его бессмертную
душу. Религиозное воспитание в церкви и дома должно следовать библейской
мудрости и ориентироваться на целостное развитие ребенка.
Физическое развитие.
Время, за которое вырастает человек, зависит от наследственных
факторов, питания, а также физического здоровья. В период полового
созревания у детей постепенно происходят физиологические изменения,
характерные для периода зрелости. У мальчиков это обычно начинается
несколько позже, чем у девочек. За два-три года до начала полового
созревания ребенок начинает расти быстрее. Родителям необходимо
подготовить детей к этому непростому периоду, объяснив им смысл
происходящих в них физиологических и эмоциональных изменений. Ребенок
должен получить точные и честные ответы на свои вопросы, а также узнать о
подобающем поведении по отношению к противоположному полу. Физическое
развитие — это неотъемлемая часть общего развития ребенка. Здоровье
ребенка и его отношение к собственному телу влияют на его способность
учиться и взаимоотношения с окружающими.
Умственное развитие. К
шести-семи годам ребенок научается различать фантазию и реальность. Он
дольше способен концентрировать внимание. Он знает числа и буквы.
Примерно в шесть-семь лет дети достигают стадии развития, называемой
консервацией. К этому моменту они узнают, что форма и внешний вид
предмета могут меняться без изменения количественных характеристик. Их
способность судить о вещах уже не ограничена внешним видом вещей.
Мышление детей в шесть лет и старше усложняется и стает более
логическое. По мере развития умственных способностей ребенок осознает
причинно-следственные связи между явлениями. Примерно в одиннадцать лет
начинается другая важная стадия умственного развития — переход от
конкретного к абстрактному мышлению. Ребенок научается мыслить
независимо, критически, применять логику в решении различных задач.
Теперь он способен принимать альтернативные решения, а не действовать
инстинктивно и, зачастую, беспомощно. Ребенок не может научиться читать,
быть независимым или понимать абстрактные идеи, если он не готов к
этому. Когда от него ожидают слишком многого, он может потерпеть
неудачу, что будет для него серьезным разочарованием. С другой стороны,
развитие способностей ребенка может замедлиться, если постоянно вовремя
не помогать ему сделать очередной шаг.
Моральное и духовное развитие.
Моральное развитие ребенка — это процесс перехода от эгоистического
отношения к людям к его заботе об окружающих. На ранних стадиях этого
процесса понятие ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
складывается с помощью поощрения и наказания. Между десятью и
тринадцатью годами подросток начинает оценивать этические установки
своей семьи, коллектива или культуры. Ближе к двадцати годам достигается
еще более высокий уровень морали, когда этические понятия формируются
на основе понятий о добре и зле, применяемых к человеку. Три фактора
влияют на формирование моральных норм у детей:подражание примеру
тех, кто обладает авторитетом; вознаграждение и наказание;
размышление и сознательный выбор. Понятие морали скорее
улавливается, нежели преподается. Учителя должны обладать стойкими
христианскими убеждениями и моральными принципами и поступать в
соответствии с ними. Чрезвычайно важно, чтобы учителя и родители
определили те, которые они хотят привить своим детям, и предоставили
детям возможность обдумать их, обсудить и сделать выбор.
Эмоциональное развитие. Главнейшая
потребность детей — взаимодействие с окружающим миром. Подростку очень
важно ощутить, что он способен добиться успеха в определенных ситуациях.
Каждый ребенок хочет, чтобы ему уделяли внимание. Он чувствует себя
спокойно и уверенно, когда удовлетворяются его потребности в пище,
одежде и жилье. Если он растет в обстановке хаоса, это вредно влияет на
его эмоциональное развитие. Детям нужны разумно установленные правила.
Дело взрослых — следить, чтобы эти правила были справедливыми и
соблюдались ребенком. Подростку необходимо знать, что его любят. Ему
нужно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Он хочет, чтобы его
любили так, как любит людей Бог — незаслуженно и безусловно. Ребенок
должен уважать себя. Его отношение к самому себе в огромной степени
влияет на его поведение. Трудно бывает изменить поведение подростка,
если его самовосприятие не меняется к лучшему. Каждому ребенку нужно
реализовать свои способности по максимуму. Он должен открыть в себе
таланты и развить их в той области, в которой он пожелает. Если эти
эмоциональные потребности ребенка удовлетворяются, то он способен пройти
все этапы развития и стать зрелым человеком. В противоположном случае
его развитие может замедлиться и он может столкнуться с серьезными
трудностями в зрелом возрасте.
Социальное развитие. Социальное
развитие взаимосвязано с эмоциональным, так как оно зависит от
отношения ребенка с окружающими. В социальном плане дети развиваются
по-разному. На это влияют особенности их характера, способности и
уровень образования, обстановка, которая их окружает. Рост социального
сознания ребенка происходит по мере того, как он принимает на себя все
большую ответственность за успех коллектива и за свои собственные
действия. Особый подход требуется к тем детям, которые обособляют себя
от коллектива.
Беседа 4
Беседа 4