Беседа шестнадцатая. «Дети и стресс».
Стресс означает любое давление или влияние, которое заставляет ребенка как-то приспосабливаться или справляться с новой ситуацией. Детям легче перенести стресс, если родители обсуждают с ними ситуацию открыто, без недомолвок. Если она влияет на жизнь ребенка, то он имеет право узнать, что происходит. Часто дети довольно успешно справляются со стрессом. При этом им легче перенести пусть плохую, но известную весть, чем справиться с тревогой, вызываемой чем-то страшным и неизвестным.
ПЕРЕЕЗД.В лучшем случае, переезд — это умеренный стресс: ребенок оставляет друзей, знакомые места и привыкает к новым лицам и окружению. В худшем случае, переезд может стать грустным и пугающим событием, которое разлучает ребенка с друзьями, домом, церковью, школой и переносит его в странный и пугающе незнакомый мир. Переезд—это разлука со знакомым. Он может разрушить ощущение безопасности ребенка. Дети, семьи которых переезжают, часто испытывают страх перед неизвестным. Новый ребенок во дворе может быть одиноким. И после переезда он будет больше, чем раньше, нуждаться в родительском времени и внимании. Однако семейный переезд не всегда становится источником сильного стресса. Он может принести положительные эмоции: благоустраивая новое жилье, семья более сплачивается. Дети должны участвовать в обсуждении переезда. Это дает ребенку возможность свыкнуться с мыслью о нем и попрощаться с домом, церковью и друзьями, предотвратить сложности, связанные с переездом.
РАЗВОД.В течение развода ребенок испытывает сильный стресс. А после он, как и его родители, ощущает тяжесть разлуки и потери, которая сопровождается тяжелыми переживаниями. Дети по-разному реагируют на развод родителей. Некоторым развод может нанести глубокую душевную травму, в результате которой у ребенка могут наблюдаться эмоциональные отклонения, а впоследствии — и психические заболевания. Другие же дети удовлетворительно справляются с переменами, возникшими в их жизни в связи с разводом родителей. В течение процедуры развода у детей часто проявляется кризисный тип реакции, выражающийся в регрессивном развитии. Речь ребенка превращается в детский лепет, он сосет пальцы, мочится в постель и требует повышенного внимания к себе. Соматическая реакция выражается в головных болях, болях в животе и частых жалобах на плохое самочувствие. Типичная эмоциональная реакция включает в себя чувство вины, озлобление или уход от реальности. Дети только что разведенных родителей могут часто требовать подтверждений того, что они любимы. Воспитатели и учителя окажут им неоценимую услугу, устанавливая близкие и добрые взаимоотношения с ребенком.
СМЕРТЬ.Маленькие дети не воспринимают смерть как нечто необратимое. В промежутке между шестью-семью годами и одиннадцатью дети осознают абстрактно понятие жизни и смерти. В течение этих лет они осознают, что смерть необратима. Ребенок реагирует на потерю члена семьи, занимаясь своими обычными делами, играя, и таким образом пытаясь справиться с ситуацией. Ребенку должно быть позволено принимать участие в трауре. Посещение похорон приносит пользу ребенку. Ему необходимо быть с семьей, разделяя с ней свое горе. Как должны вести себя взрослые по отношению к умирающему ребенку? Некоторые дети могут спросить, не умирают ли они. Если ребенок настойчиво спрашивает, ему, вероятно, надо сказать правду. Говорить больше, чем он спрашивает, нельзя. И никогда нельзя убивать надежду. Умирающий ребенок проходит через стадии отрицания, ярости, озлобления, мольбы, депрессии, горя и, в конечном счете, принятия. Поведение по отношению к ребенку должно по возможности не отличаться от обычного. Используя беседы и обсуждения книг, воспитатели и родители помогают детям понять явление смерти.
БОЛЕЗНЬ И ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ.Тревога и мучительный страх — обычные реакции детей на госпитализацию. Эмоциональное влияние госпитализации может быть не менее серьезным, чем медицинское лечение. Если это возможно, дайте ребенку время подготовиться. Посетите с ним больницу, чтобы он познакомился с ее расположением и комнатой, в которой он будет находиться. Если врач позволяет, то ребенок должен сам следить за собой и выполнять медицинские предписания. Разрешите ребенку принести с собой что-нибудь из дома. Если есть возможность, родители должны быть в больнице вместе с ребенком и обращаться с ним, как всегда, то есть устанавливать определенные ограничения и проявлять любовь и поддержку по отношению к ребенку.
ПРИРОДНЫЕ БЕДСТВИЯ.Дети, очевидцы смерчей, пожаров, наводнений, землетрясений и других природных бедствий, испытывают психологический шок, страх и тревогу. Уделяя дополнительное время и внимание ребенку, воспитатели, учителя и родители могут эмоционально поддержать его. Чтобы помочь ребенку справиться с такого рода стрессом, полезно бывает поговорить с ним об этом событии, позволить ему в игре или в разговоре освободиться от пугающих эмоций. Ободрение и отдых, как правило, помогают избавиться от шока. Если же симптомы не прекращаются, нужно немедленно обратиться за помощью к специалисту.
ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ. Когда родителям нечем уплатить по счетам или им грозит потеря работы, дети тоже чувствуют это. Бедность создает для семьи долгосрочное, хроническое состояние стресса. Она нарушает физическое и интеллектуальное развитие детей из-за недостаточного питания и плохого медицинского обслуживания. К психологическим результатам воздействия бедности на детей относится развитие чувств бессилия, беспомощности, безнадежности. Один из способов помочь детям справиться с этим стрессом — это научить их обращаться с деньгами. Когда дети должны сами распоряжаться своими финансами, это создает для них финансовый стресс на их уровне и готовит к более серьезным испытаниям.
КОНКУРЕНЦИЯ.Конкуренция — это неотъемлемая часть жизни нашего общества. Дети должны учиться конкурировать на своем уровне без излишнего давления со стороны взрослых. Им необходимо, приобретать опыт в таких областях, где они могут использовать свои способности и добиваться успеха. Ребенок, который способен добиться успеха хотя бы в какой-то одной области, будет лучше приспособлен к встрече с конкуренцией.
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ.Ребенок, в семье которого неблагополучно, вероятно столкнется в будущем с проблемами в своем поведении и в эмоциях. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, взрослые должны точно информировать его о происходящем и отвечать на его вопросы. Если родители сами находятся в состоянии стресса и какое-то время неспособны позаботиться о ребенке, то другие взрослые должны окружить его вниманием и теплом.
ПРИТЕСНЕНИЕ И ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ДЕТЬМИ.Дети должны жить в семье, где их любят, кормят и одевают и где их не притесняют физически и эмоционально. Семьи, в которых нарушают эти нормы, нуждаются в постороннем вмешательстве и помощи. Вмешательство состоит в защите прав ребенка и в оказании профессиональной помощи родителям. Им следует обратиться к консультантам-психологам или в церковь.
Беседа семнадцатая. «Дети с особенностями развития».
ИНВАЛИДНОСТЬ.Дети с различными типами физической инвалидности могут развить в себе здоровые качества личности, если взрослые помогут им своим отношением: они должны обращаться с детьми-инвалидами как с нормальными во всех других отношениях, не заостряя внимание на их ущербности, и поощрять их как можно больше участвовать в играх и делах здоровых детей.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.Умственно отсталым детям точно так же, как и здоровым детям необходимы любовь окружающих, достижение успеха, ощущение собственной ценности. Им нужны товарищи по играм, увлекательные занятия, путешествия и смех. В отличие от других, для них следует разрабатывать особые планы обучения, приспособленные к их умственному уровню, а не к возрасту.
ДЕТИ С ДЕФЕКТАМИ СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ.Некоторые дети способны освоить определенный раздел обучения. При этом они не являются умственно отсталыми или инвалидами. Таким детям необходима профессиональная помощь. Лучшим лечением считается специальный план обучения, при котором ребенок ориентируется на те области, в которых он хорошо успевает, а в более слабых областях ему оказывается помощь, не сопряженная с наказанием. Задача родителей и воспитателей помочь такому ребенку научиться жить нормальной жизнью, несмотря на свой дефект.
ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ.Отклонение в поведении ребенка — первый признак того, что в его жизни что-то неблагополучно. Часто это проявляется в агрессивности. Воспитатели могут помочь таким детям, проявляя понимание, искренность и осуществляя за ними систематический контроль.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.Наиболее часто встречаются эмоциональные страхи, стеснительность, ночные кошмары и хроническая тревожность. Ребенку не хватает уверенности в себе, он боится новых ситуаций и кажется недостаточно зрелым для своего возраста.
УХОД ОТ РЕАЛЬНОСТИв мир фантазий - это еще более серьезная проблема, чем повышенная возбудимость.
ПОВЕДЕНИЕ депрессивного ребенка включает уход от реальности, плач, жалобы на физическое состояние и плохой аппетит. Он может скрывать депрессию под маской агрессивного поведения, частых смен настроения и раздражительности.
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей