Беседа четырнадцатая. «Типы поведения родителей и способы влияния на детей».
На поведение детей большое влияние оказывает то, как ведут себя их родители в процессе воспитания. Образцы поведения и социального взаимодействия дети усваивают, в основном, от своих родителей. Три наиболее важных характеристики поведения родителей: родительский контроль; родительское принятие; родительская тревожность. Всем родителям приходится выбрать свой стиль и принципы поведения в каждой из этих категорий. Детям нужен контроль, руководство со стороны родителей. Дело взрослых — решить, насколько строго или насколько мягко они будут осуществлять его. Детям нужна любовь, принятие со стороны родителей. В этом плане поведение родителей может быть принимающим (теплым) или отвергающим (холодным). Детям нужны взрослые, которые были бы последовательны в своих поступках, уверены в себе и своих способностях. Следовательно, степень тревожности родителей — это еще один фактор в воспитании детей.
У взрослых есть два могучих союзника, помогающих им воспитывать ребенка: процесс созревания и процесс сравнения. По мере того, как ребенок созревает физически, он избавляется от многих дурных привычек. Благодаря этому в его поведении многое меняется. Взрослым следует проявлять терпение, как бы трудно это ни было, и надеяться на положительные изменения в поведении. Пытаясь влиять на детей, следует всегда помнить о процессе созревания и применять поощрения и наказания, исходя из уровня развития ребенка. Вторая сила, работающая внутри ребенка — это процесс сравнения. Нужно также знать, что дети сравнивают себя с авторитетными взрослыми. Им очень хочется понравиться этим взрослым, и поэтому они стараются подражать им. Взрослые, таким образом, влияют на нормы и правила поведения детей.
Детям нужно, чтобы взрослые устанавливали для них определенные ограничения, помогали им контролировать поведение. Когда дети знают о существовании определенного количества правил и разумных ограничений, они чувствуют себя увереннее. Ограничения помогают и взрослым, так как трудно любить и заботиться о ребенке, который отбился от рук.
Перечислим некоторые способы влияния на поведение детей:
Способ 1.Чтобы улучшить или поощрить определенный тип поведения ребенка, сделайте так, чтобы он получал вознаграждение немедленно после каждого положительного поступка. Как правило, чем быстрее ребенок получает вознаграждение, тем быстрее у него появляется привычка хорошо себя вести. Не следует, однако, использовать вашу любовь к ребенку в качестве такой награды (или холодность — в качестве наказания). Ребенок должен всегда чувствовать, что его любят и заботятся о нем, независимо от его поведения.
Способ 2.Поощряйте улучшение поведения. Если вы хотите, чтобы ребенок узнал манеры поведения, которые были ему почти или вовсе неизвестны, имеет смысл награждать его за каждый шаг в желаемом направлении.
Способ 3.После того, как ребенок усвоил данную манеру поведения, продолжайте его поощрять, но уже не постоянно, а от случая к случаю. Это помогает закрепить усвоенное.
Способ 4.Чтобы обучить ребенка новому типу поведения, покажите ему, как ведет себя авторитетный взрослый. Дети — очень зоркие наблюдатели. Они замечают, как ведут себя другие, и какие это приносит результаты. Когда эти результаты им нравятся, они подражают этим поступкам взрослых. Следует иметь в виду, однако, что подражание может быть как в нравственных, так и безнравственных целях.
Способ 5.Чтобы научить ребенка поступать определенным образом в определенный момент, устройте так, чтобы он получил какую-либо подсказку непосредственно перед тем, когда необходимо так поступить. Подсказка должна быть ясна для ребенка и, по возможности, вытекать автоматически из самой ситуации.
Способ 6.Чтобы ребенок не поступал определенным образом, создайте такие условия, чтобы он не получал вознаграждения после соответствующего поступка. Поведение, которое систематически не вознаграждается, прекратится. Главное здесь — последовательность. Если вы поощряете нежелательные поступки, хотя бы время от времени, — то вы не боретесь с ним. При использовании этого способа часто поначалу бывает усиление нежелательного эффекта, так как ребенок старается получить от вас привычное вознаграждение.
Способ 7.Для борьбы с нежелательным поведением можете использовать наказание. Самым эффективным будет наказание, которое вытекает из нежелательного поведения как его естественное последствие. Наказание должно быть простым и коротким. О нем необходимо сообщать ребенку как можно спокойнее. Если вы разгневаны, то наказание может произвести обратный действию неправильный результат. Вот несколько приемов борьбы с нежелательным поведением: «Тайм — аут» (вместо того, чтобы лишать ребенка вознаграждения, вы удаляете его на короткое время из той ситуации, где возможно получить вознаграждение); штраф (форма наказания, при которой вознаграждение забирается обратно); исправление ошибок (ребенок будет избегать такого поведения, после которого он должен исправлять ошибки).
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей