Беседа тринадцатая. «Стили воспитания».
У
каждого взрослого есть свой собственный, характерный для него, стиль
воспитания детей. Тем не менее, можно определить в основном четыре
повторяющихся стиля.
Авторитарный.
При этом стиле воспитания взрослый доминирует над ребенком и строго его
контролирует. В силу завышенного уровня требований, предъявляемых
ребенку, он может привыкнуть обращать чересчур много внимания на свое
поведение, что повредит ему, когда он вырастет. У него может не хватить
инициативности, необходимой для освоения новых навыков и преодоления
трудностей без излишнего напряжения или неадекватных реакций (протеста
или робости).
Либеральный.
В данном случае руководство со стороны взрослых минимально или вовсе
отсутствует. Наказания, как правило, не применяются. Дети, выросшие в
такой вольной обстановке, часто становятся жизнерадостными, приятными в
общении, творческими людьми. Однако им также грозит опасность стать
безответственными, ленивыми и эгоистичными.
Непоследовательный.
При этом стиле никакой четко очерченной системы не наблюдается. Дети,
воспитании бессистемно, не знают чувства стабильности. Жизнь кажется им
непредсказуемой, и они чувствуют себя в ней неуверенно.
Демократический.
Взрослый сохраняет контроль за ребенком, но пользуется им гибко, в
зависимости от его потребностей и уровня развития, а также от конкретной
ситуации. Мудрые родители знают, что детям нужны и любовь, и строгость.
Они знают, что детям необходимо самовыражение, но их свобода не должна
быть неограниченной.
Обучая
детей правилам поведения и морали, родители и учителя должны
соразмерить устанавливаемые ими правила с возрастом ребенка и с
конкретной ситуацией. Лучше иметь немного правил и применять их
постоянно и без исключений, чем пытаться навязывать детям целый свод
законов, которые все равно невозможно соблюсти. Нужно объяснить детям
смысл каждого правила и почему необходимо его соблюдать.