Беседа одиннадцатая. «Морально-этическое воспитание».
На
плечи наставников детей во время занятий в церкви ложится исключительно
ответственная, но и почетная задача: привить детям христианские
принципы этики и морали. Становление моральных принципов. Есть
три способа обучить ребенка вести себя в соответствии с нормами морали:
методом проб и ошибок; через прямое обучение; путем отождествления с
другими. Метод проб и ошибок менее эффективен и отнимает больше времени,
чем два других. В ходе непосредственного обучения ребенок узнает о
нормах морали и учится соответственно вести себя. При сравнении с
принципами поведения других людей ребенок перенимает их и пытается им
подражать. Это происходит, в основном, бессознательно.
Совесть и нравственное развитие. У каждого человека есть понятие о том, что нравственно и что безнравственно, что можно делать и чего нельзя. Перед каждым человеком поэтому постоянно стоит проблема морального выбора. Совесть — это способность делать этот выбор в сторону морали. Для развития нравственной личности необходимо присутствие «здорового» чувства вины. Чувство вины — это неприятная эмоциональная реакция на поступок, идущий, вразрез с велениями совести. «Здоровое» чувство вины преследует нас, если мы нарушили важное нравственное правило. «Нездоровое» чувство вины развивается у ребенка, если его постоянно мучит совесть, если ему внушили, что он «плохой», «негодный» и т.д.
Совесть и нравственное развитие. У каждого человека есть понятие о том, что нравственно и что безнравственно, что можно делать и чего нельзя. Перед каждым человеком поэтому постоянно стоит проблема морального выбора. Совесть — это способность делать этот выбор в сторону морали. Для развития нравственной личности необходимо присутствие «здорового» чувства вины. Чувство вины — это неприятная эмоциональная реакция на поступок, идущий, вразрез с велениями совести. «Здоровое» чувство вины преследует нас, если мы нарушили важное нравственное правило. «Нездоровое» чувство вины развивается у ребенка, если его постоянно мучит совесть, если ему внушили, что он «плохой», «негодный» и т.д.
Роль учителя в нравственном воспитании. Учитель,
который хочет добиться успеха в нравственном воспитании, должен
показывать и объяснять детям, как проявлять внимание к окружающим, как
наблюдать за их поведением, прислушиваться к их словам и реагировать на
них. Учитель должен помочь детям увидеть и понять чужую точку зрения.
Основным
методом нравственного воспитания служит игровой метод. Дети понимают,
что другие люди, роль которых они играют, часто относятся к одним и тем
же вещам совершенно иначе. Этот метод вместе с анализом какой-то
ситуации с учителем очень полезен для развития в детях способности к
эмпатии.
Как церковь может способствовать обучению детей? Следующие советы могут помочь преподавателям в их работе:
- развивайте ребенка гармонично;
- создавайте обстановку, благоприятную для занятий;
- обучайте учителей методам преподавания и приемам общения с детьми;
- узнавайте побольше о своих учениках;
- способствуйте установлению крепких связей между церковью и семьей для лучшего религиозного воспитания ребенка.