Беседа десятая. «Как помочь детям учиться?».
Четыре основных принципа помощи детям в учебе — это принятие, понимание, искренность и руководство.
ПРИНЯТИЕ предполагает,
что ребенка любят таким, какой он есть, дарят ему тепло и заботу, не
превращая его в собственность, не требуя, чтобы он заслужил любовь
определенным поведением.
ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ.Эмпатия
— это способность почувствовать себя на месте другого, разделить его
чувства и мысли. Нужно попытаться по-настоящему услышать то, что хочет
сказать ребенок, осознать его потребности, исходя из его собственной
точки зрения.
ИСКРЕННОСТЬ.Быть
искренним с ребенком — это значит быть самим собой. Отвечать на его
вопросы серьезно, а не надуманно. Соблюдать простоту в словах, тоне
голоса и жестах. Ребенок должен чувствовать, что с ним обращаются
серьезно и разговаривают откровенно, что родители ведут себя с ним
естественно, а не «нарочно».
РУКОВОДСТВО.Детям
необходимо помочь разобраться в самих себе и научиться действовать по
обстоятельствам. Руководить — значит помогать ребенку в освоении
какой-то задачи. Нужно помочь ему сконцентрироваться на выполнении
конкретного задания, а также разработать и осуществить план его
выполнения.
Как же конкретно проявляются описанные выше принципы помощи детям?
Прежде всего, через ВНИМАНИЕ. Проявляя
внимание к детям, вы помогаете им убедиться в их собственной ценности.
Проводите больше времени с ребенком дома и в церкви. Научитесь открыто
выражать вашу заинтересованность: сядьте рядом с ребенком так, чтобы
можно было смотреть ему в глаза. Если это уместно, возьмите его за руку
или обнимите. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, слушайте то,
о чем он говорит, старайтесь понять, что он имеет в виду. Только после
того, как вы проявили всю полноту внимания к ребенку, реагируйте на
него.
РЕАКЦИЯ.Помощь
ребенку предполагает, что вы реагируете на его действия эмпатически, то
есть стараетесь проникнуть в мир ребенка и поставить себя на его место.
Наблюдайте за поведением ребенка и старайтесь соответствующим образом
реагировать на него. Постарайтесь определить, какие чувства отражает
данное поведение. Если вы поймете смысл его тех или иных поступков и
эмоции, которые стоят за ними, вы сможете должным образом отреагировать
на первопричину этих поступков. Ваша цель должна состоять в том, чтобы
по возможности полнее понять мир ребенка, его мысли и чувства. Тогда вы
сможете с большей уверенностью руководить его развитием и учебой.
Приемы обучения.
Каждый предмет требует применения особых приемов обучения и наличия у
преподавателя специальных знаний. Так, учителя воскресной школы должны
знать Библию, а также методы ее преподавания, которые помогут детям
разобраться в Библии и применять ее учение в своей жизни. При обучении
детей предмету, развивая в нем определенные навыки, старайтесь применять
следующие три приема: рассказ, использование наглядных пособий и
выполнение. Сначала расскажите детям, чего вы от них ждете. Затем
покажите им это на личном примере или с помощью учебных пособий. И,
наконец, попросите детей выполнить данное задание. Конкретный выбор
одного их этих приемов зависит от того, что именно изучается в данный
момент. Вот несколько примеров: рассказ (беседа, обсуждение,
прослушивание записей); показ (иллюстрации, диаграмма, карта); выполнение (самостоятельное задание, художественное творчество, драматизация).