Беседа десятая. «Как помочь детям учиться?».
Четыре основных принципа помощи детям в учебе — это принятие, понимание, искренность и руководство.
ПРИНЯТИЕ предполагает, что ребенка любят таким, какой он есть, дарят ему тепло и заботу, не превращая его в собственность, не требуя, чтобы он заслужил любовь определенным поведением.
ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ.Эмпатия — это способность почувствовать себя на месте другого, разделить его чувства и мысли. Нужно попытаться по-настоящему услышать то, что хочет сказать ребенок, осознать его потребности, исходя из его собственной точки зрения.
ИСКРЕННОСТЬ.Быть искренним с ребенком — это значит быть самим собой. Отвечать на его вопросы серьезно, а не надуманно. Соблюдать простоту в словах, тоне голоса и жестах. Ребенок должен чувствовать, что с ним обращаются серьезно и разговаривают откровенно, что родители ведут себя с ним естественно, а не «нарочно».
РУКОВОДСТВО.Детям необходимо помочь разобраться в самих себе и научиться действовать по обстоятельствам. Руководить — значит помогать ребенку в освоении какой-то задачи. Нужно помочь ему сконцентрироваться на выполнении конкретного задания, а также разработать и осуществить план его выполнения.
Как же конкретно проявляются описанные выше принципы помощи детям?
Прежде всего, через ВНИМАНИЕ. Проявляя внимание к детям, вы помогаете им убедиться в их собственной ценности. Проводите больше времени с ребенком дома и в церкви. Научитесь открыто выражать вашу заинтересованность: сядьте рядом с ребенком так, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Если это уместно, возьмите его за руку или обнимите. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, слушайте то, о чем он говорит, старайтесь понять, что он имеет в виду. Только после того, как вы проявили всю полноту внимания к ребенку, реагируйте на него.
РЕАКЦИЯ.Помощь ребенку предполагает, что вы реагируете на его действия эмпатически, то есть стараетесь проникнуть в мир ребенка и поставить себя на его место. Наблюдайте за поведением ребенка и старайтесь соответствующим образом реагировать на него. Постарайтесь определить, какие чувства отражает данное поведение. Если вы поймете смысл его тех или иных поступков и эмоции, которые стоят за ними, вы сможете должным образом отреагировать на первопричину этих поступков. Ваша цель должна состоять в том, чтобы по возможности полнее понять мир ребенка, его мысли и чувства. Тогда вы сможете с большей уверенностью руководить его развитием и учебой.
Приемы обучения. Каждый предмет требует применения особых приемов обучения и наличия у преподавателя специальных знаний. Так, учителя воскресной школы должны знать Библию, а также методы ее преподавания, которые помогут детям разобраться в Библии и применять ее учение в своей жизни. При обучении детей предмету, развивая в нем определенные навыки, старайтесь применять следующие три приема: рассказ, использование наглядных пособий и выполнение. Сначала расскажите детям, чего вы от них ждете. Затем покажите им это на личном примере или с помощью учебных пособий. И, наконец, попросите детей выполнить данное задание. Конкретный выбор одного их этих приемов зависит от того, что именно изучается в данный момент. Вот несколько примеров: рассказ (беседа, обсуждение, прослушивание записей); показ (иллюстрации, диаграмма, карта); выполнение (самостоятельное задание, художественное творчество, драматизация).
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей